Иркутские композиторыlogo
СоюзЛицаФрагментыСтатьиФото

ЧЕТЫРЕ АМПЛУА ОДНОГО ТАЛАНТА

Чествование юбиляра - событие традиционное. Но далеко не каждый юбилей превращается в демонстрацию творческих возможностей. Таким праздничным, творческим отчетом стал состоявшийся недавно в Иркутской филармонии юбилей-концерт Валентина Тихонова (60 лет жизни, 40 лет профессиональной деятельности - жизни в музыке). Виолончелист, артист оркестра, он предстал в разных амплуа: солиста, композитора, аранжировщика, дирижера.

В судьбе каждой одаренной личности всегда очень важна "предыстория": процесс формирования, становления, не всегда простой и легкий. Известный физик Е. Фейнберг писал в книге "Кибернетика, логика, искусство": "Во все времена молодые люди шли в искусство, обрекая себя на нищету, непризнание, неимоверно тяжелый труд, который в девяноста девяти случаях из ста не приносил ни славы, ни благополучия. Они шли непреклонно, как идет рыба в извечные места нереста, погибая в пути, лишь бы выполнить заложенную природой высокую обязанность. Существует, видимо, своего рода "инстинкт творчества". Путь в искусство В. Тихонова хочется назвать: трудный путь к виолончели. Ибо в силу обстоятельств он не сразу "нашел" этот инструмент, перепробовав предварительно самые разные - кларнет, трубу, домру, контрабас.

(Правда, вынужденное освоение нескольких инструментов сыграло в дальнейшем свою положительную роль, расширив музыкантский кругозор, сформировав дополнительные исполнительские практические навыки). Выходец из малообеспеченной семьи, В. Тихонов, не имея возможности учиться в музыкальной школе, тем не менее с детства инстинктивно искал любую возможность заняться музыкой. Вначале - в духовом оркестре Дворца пионеров, оркестре народных инструментов. Позднее - в музыкальном училище, духовом оркестре сада им. Парижской коммуны, на радио, в оркестре драматического театра.

Процесс формирования творческой индивидуальности, однако, немыслим без учителей-наставников, без обретения школы в подлинном профессиональном смысле. Среди "воспитателей" Валентина Николаевича Тихонова есть знакомые иркутянам имена: Ц. Гершевич (руководитель духового оркестра Дворца пионеров), К. Заболотский (руководитель оркестра народных инструментов), В. Патрушев, П. Гоголев (кларнет), А. Попов (труба). И еще одно, быть может, не знакомое, но не менее значительное имя: Н. Храмов - виолончелист, артист Мари-инского театра, отбывавший ссылку в Сибири. Завершили начатое образование годы обучения в Новосибирской консерватории.

Основная деятельность В. Тихонова - дело всей его жизни - неразрывно связана с оркестром: симфоническим и камерным. "Ветеран" оркестра, он играет в них с самого основания. Однако натура талантливого музыканта, разносторонность интересов, потребность самореализации постоянно побуждают его пробовать, искать себя в самых разных областях. Поле приложения его сил огромно. В. Тихонов увлекается композицией, к которой, по его собственным словам, обратился из любопытства. (В 1970 году, в год окончания консерватории, он уже получил диплом областного фестиваля "Молодость. Творчество. Современность" за сочинение пьес для оркестра народных инструментов). Много и плодотворно занимается аранжировкой - переложением для оркестра солирующих инструментов (фортепиано, скрипки, виолончели и других) произведений разных эпох и стилей: от романтиков Листа, Шуберта, Шопена до современных авторов - Свиридова, Щедрина. Руководит в разное время оркестрами народных инструментов, струнным, оркестром баянистов в музыкальных учебных заведениях, работает как иллюстратор в классе камерного ансамбля музыкального училища, обращается и к педагогической деятельности.

На юбилейном концерте в полной мере раскрылись грани индивидуальности музыканта. В амплуа солиста (с камерным оркестром п/у заслуженного артиста России Л. Касабова), а также участника ансамбля (инструментальное трио "Старинный романс", солистка Н. Воротникова) он продемонстрировал умелое исполнение технически сложных партий в Венгерской рапсодии Поппе-ра, Испанском танце Гранадоса, красивый звук, выразительную интонацию в лирических сочинениях (Адажио Вивальди). В качестве композитора представил интересную и разнообразную в жанровом отношении музыку: траурную Тему с вариациями, блестящие Полонез, Зарисовки в испанском духе и др. Его аранжировки отличали профессиональная добротность, художественная интуиция. Концертный вечер, однако, раскрыл еще одну, для многих неожиданную, неизвестную ипостась музыканта - дирижирование. Симфонический оркестр под его управлением звучал стройно и чисто, чутко "отвечая" на четкость дирижерского жеста, импонирующую отделку деталей.

Творческой натуре В. Тихонова вполне соответствовали подарки-поздравления из области искусства - музыки, живописи, поэзии. Ему "преподнесли" Контрданс Шостаковича (виолончельная группа оркестра), стихи (М. Сергеев), картину (художник Л. Гимов), музыкальные композиции (хоровые коллективы Дворца детского и юношеского творчества под руководством Валентины Шульги, Дворца профсоюзов под руководством Владимира Шульги). Но не только иркутяне, многочисленные слушатели концерта приветствовали юбиляра. Друзья из Германии, с которыми В. Тихонов познакомился во время гастролей в составе камерного оркестра, прислали теплое поздравление и пожелание еще долгие-долгие годы играть на виолончели. Присоединимся же и мы к этому пожеланию!

Изольда ЦАХЕР, искусствовед.

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования