Иркутские композиторыlogo
СоюзЛицаФрагментыСтатьиФото

...ДУША ПОЕТ

В этот лень в театре музыкальной комедии было немало и тех, кто сумел во второй раз попасть на концерт Маэстро Святослава Рихтера: настолько сильной была потребность продолжить общение с его искусством. Вероятно, это одно из качеств великого - вызывать сильнейший приток жизненных сил и упорное чувство необходимости вновь обрести прерванный было контакт.

Помните. на первом концерте звучали две сонаты. И. Гайдна, в них-то и поспышался мне затаенный пока еще зов "ниоткуда". И мистика тут ни при чем. Разве нет выражения "душа поет"? Вот и здесь пела сама душа великого австрийца. Удается ли кому-то еще подобное - сказать трудно, но музыка живет именно такими мгновениями, когда непревзойденное мастерство исполнителя вливается в созданную композитором музыкальную форму и тем одушевляет ее. Тогда становится ясной и необходимой каждая нота, изгиб мелодии, контраст.

Тех, кому посчастливилось побывать на встрече 7 сентября, ждал дорогой подарок - сыгранные целиком "Вариации на тему Паганини" И. Брамса. Достоин восхищения и тот факт, что вторая часть "Вариаций" была сыграна "на бис"! Любое выражение благодарности кажется слабее произведенного тогда впечатления.

Но был еще и другой концерт, концерт-исповедь, концерт-диалог. Удастся ли воссоздать, пусть не до конца, лишь намеком, атмосферу того вечера? И как удержать слово в рамках размеренной речи, когда любой штрих, внезапно проявленная памятью пауза или акцент тотчас дорисовывают картину незабываемой красоты и сердечности? Светильник, зежженный у рояля, вычерчивал строгий профиль, руки и ноты. Светлое поле собирало, накапливало внимание зала. Но это не все. Оно излучало музыку.

В полнейшей, бархатной тишине круглились, пели, искрились созвучия добра и окрыленности, воли, надежды и невыразимой, виртуозно скрываемой печали.

С. Рихтер находит "общий язык" с любым стилевым направлением и, что важно, учит этому слушателя. Ему равно открыты и драматическое богоборчество Бетховена, и сокровенные тайны романтиков. И стоит ему лишь коснуться клавишей, как мы явственно различаем речь, понятную в мельчайших своих деталях. Маэстро, точно скульптор, создает звуковые пласты, распределяя их в пространстве с непринужденным совершенством и логикой.

Один приезд С. Рихтера, думается, сыграл куда большую роль в становлении музыкальной культуры Сибири, чем обильные гастроли многих иных. Не может отвернуться от его Истины душа человеческая, и не оттого ли стоя провожали артиста иркутские слушатели.

Л. ЯНКОВСКАЯ, органистка.

Зам. редактора Г.М. БУТАКОВ.

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования