РОМАНТИЗМ - ЖИВ! В марте стало известно, что Жюри конкурса "Окно в Россию", проводившегося газетой "Культура", назвало Иркутскую филармонию в числе 10-ти лучших филармоний России 2001 года, "отметив высокий уровень предоставленных материалов и степень профессиональных достижений организации в прошлом году". Филармония надеется и впредь не снижать достигнутых показателей. Впечатлениями об одном из событий нынешней весны - творческом вечере - концерте Иркутского композитора Дечебала Григоруцэ делится художественный руководитель филармонии М.Н.Токарская. В этом году Декаду музыки для детей и юношества, которая, как обычно, проводилась филармонией и традиционно называлась "Музыкальная весна - 2002", украсило событие качественно новое. Это была встреча с членом Союза композиторов России Дечебалом Григоруцэ, которая сопровождалась концертным исполнением его сочинений - самим автором и молодыми музыкантами. Казалось бы, что же здесь нового? Симфонический оркестр и солисты уже знакомили публику с сочинениями молодого и талантливого иркутского композитора. Но в том-то и интерес, что создатель никогда не стоит на месте, непрерывно развивается, растет его жизненный опыт, совершенствуется мастерство, раздвигаются горизонты, и он каждый день смотрит на жизнь по-другому, слышит в ней все новые и новые созвучия. И не только сам слышит, но и дает им вторую жизнь, чтобы их могли услышать другие, удивиться, задуматься, порадоваться... Даже одни и те же произведения, спустя годы, звучат по-новому, если их исполняет мастер. Так, например, воспринимались пьесы из фортепианного цикла "Зодиак". Из 24 прелюдий, написанных в 1996 году и тогда же исполненных в филармонии полностью, теперь было представлено десять. Но и они составили стройную современную картину мира от его "сотворения" ("Овен" до мажор) до "фатальной развязки" и "конца времени" ("Скорпион" до минор). Были с необыкновенной чуткостью озвучены и "первозданная чистота, бережно хранимый огонь", и "воды благодати", и "любование полной луной", и даже "бездна на дне зрачка". Кстати, у каждой пьесы несколько названий, их смысловая наполненность многовари-антна, и автор ни в коем случае не хочет навязывать свою точку зрения - слышания, у каждого она должна быть собственной. Чем богаче внутренний мир слушателя, тем разноплановее, всеохватнее будет казаться ему Космос, представленный композитором. В нем есть все: мудрость и наивность, загадочность и простота, вечность и картина, возникающая лишь на миг. Во всем этом кажущемся хаотическим движении царит высший порядок и красота новых форм. И впечатлением от прослушивания становится восторг от этого мира, услышанного таким изменчивым и многоликим. Впрочем, романтически приподнятый тон придало творческому вечеру уже первое сочинение, цикл для флейты и фортепиано "Венок сонетов". Это как бы визитная карточка музыканта- романтика - рыцаря, возродившего идеалы строгой благородной красоты и целомудрия на заре XXI столетия. Широкого дыхания мелодии, кажущиеся такими простыми и естественными, что будто бы только сейчас и родились, вот только что слетели с губ исполнителя - все это как напоминание о музыкальном мире стародавних времен. Как в любимой сказке: " В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были..." Некоторая архаика мелодических оборотов не осознается, как не фиксируется сознанием и тот факт, что музыка эта - никакая не стилизация, она по-настоящему современна, жива и нова. Все эти черты - жизненность и новизна - подразумеваются сами собой, но явно не проступают, не выпячиваются, как бы соответствуя рыцарскому этикету времен "баллад о дамах сердца". Уникальность встречи состояла в том, что автор познакомил публику не только с известными, но и с двумя совершенно новыми, ни разу не исполнявшимися произведениями: циклом пьес для флейты и фортепиано и фрагментом из оперы на мистический сюжет японского автора Акутагавы. В таких случаях говорят: "Премьера!" - и сколько праздничного ожидания уже в одном этом слове! Ожидания полностью оправдались. Новые сочинения никак не воспринимались "гадкими утятами", чье время еще где-то впереди. Напротив, они были весьма уверенно и зрело представлены, как давно сложившиеся, выверенные музыкальные композиции, в которых каждая деталь свидетельствует о произошедшем вступлении автора в пору жизненной и музыкантской зрелости. В большей степени это относится к циклу "Дневник флейтиста" (17 пьес для флейты и фортепиано), убедительно исполненному солистом филармонии Петром Тауровым и студенткой музыкального училища Ольгой Нивинской. Здесь развита линия, намеченная "Венком сонетов", но укрупнен-ность масштабов и глубина психологических зарисовок свидетельствуют о большом профессиональном росте автора. Что же касается второй премьеры - арии из оперы "О-Рэн" в исполнении Веры Щепетки-ной, - то она несомненно интересна, хотя говорить о ней в отрыве от всей оперы, не зная целого, заключением которого она является, трудно. По-видимому, надо слышать все произведение, и хочется надеяться, что опера будет поставлена. Исполнение фрагмента из кантаты "Странники" на стихи А.Турханова показало, что Дече-бал Григоруцэ давно уже ведет работу в области вокальных жанров, и их секреты приоткрылись ему настолько, что привели к замыслу оперы - одного из сложнейших видов музыки. И, наконец, новизна концерта была в том, что в большом зале в этот вечер находилось, кроме взрослых слушателей, более 300 подростков. И радует, что неподготовленная публика очень заинтересованно воспринимала серьезную музыку, или, как называют ее специалисты, музыку академического направления. Именно в таком, наиболее сложном казалось бы для восприятия стиле пишет Дечебал Григоруцэ. Но его музыкальный талант и прекрасный композиторский вкус, редкое чувство красоты и соразмерности, счастливый мелодический дар и гармоническая изобретательность, владение в совершенстве всеми инструментами, для которых создается музыка - все эти и многие другие, не перечисленные здесь человеческие качества автора позволили легко перебросить мостик общения с публикой в зале. И почти два часа такого непрерывного музыкального общения в очень искреннем доверительном тоне пролетели незаметно, как на едином дыхании. Казалось, композитор, которому в сентябре исполнилось только 33 года, естественно и комфортно чувствует себя на сцене в окружении молодых музыкантов, среди которых, кроме уже названных, Александр Турханов, Павел Хайруллин, Анастасия Комова, Елена Зеленина. И после трогательных "Букашек", пьес из фортепианного цикла, который так нежно нравится и взрослым, и детям, настоящим завершением вечера стало исполнение четырехручного переложения двух частей "Романтической симфонии". Это еще раз подытожило редкую в наши дни и все-таки живую романтическую линию в творчестве. Марина Токарская, художественный руководитель Иркутской филармонии, кандидат искусствоведения |