Иркутские композиторыlogo
СоюзЛицаФрагментыСтатьиФото

С ИРКУТСКОМ СВЯЗАННЫЕ СУДЬБЫ

"Огромное спасибо за труд, который вы вложили в исполнение моей музыки. Результатом я удовлетворен. Впервые в практике я не переживал после исполнения, что музыка не так звучала, как могла бы. Это значит, вы пропустили ее через себя и убедили своим исполнением".

В. Пешняк

Что может быть отраднее для композитора, чем возвратиться в родные края и почувствовать себя здесь не только желанным гостем, но и найти единомышленников, услышать в их исполнении свою собственную музыку и встретить многочисленную заинтересованную публику. Все это ощутил и прочувствовал в Иркутске Владимир Пешняк, профессиональный композитор, постоянно живущий теперь в Москве. 25 марта в органном зале прошел его творческий вечер-концерт, исполненный ансамблем солистов Иркутской филармонии под управлением заслуженного артиста России Владимира Карпенко. Он был организован Иркутским отделением Всероссийского музыкального общества.

Творчество Владимира Пешняка было представлено в этот день весьма многообразно. И что характерно: какими бы замысловатыми приемами современной композиторской техники не пользовался Владимир Григорьевич (всеми ими он владеет в совершенстве и свободно и применяет, стараясь не повторяться без нужды), совершенно ясно одно - музыка его осмысленна, эмоционально наполнена, глубока и гуманна. Каждый находит в ней свои ассоциации. Позволю себе поделиться собственными мыслями, хотя они и субъективны.

Не знаю, отдает ли себе отчет в этом сам композитор, но, по-моему, одной из важных тем его творчества является Время. Каждому человеку время отпускается по-разному (количественно), хотя для всех оно вроде бы одно и то же, но каждый из нас сам выбирает чем его наполнить. А будешь "уходить" - отчитайся, как прожил, как использовал отпущенный тебе срок. И не нужно фантазировать, ведь в вокальном цикле Пешняка "Пути уходящих" так и сказано:

         "Не веди, друг, жизнь беспечно:
          Вся, как пар, она пройдет.
          Счастье мира скоротечно,
          Скоро смерть к тебе придет."

Суровость и предельная взволнованность музыки здесь оправданы смыслом слов - это русские духовные стихи. В них и назидание, и наставление, и предостережение. И все это было сознательно воплощено в исполнении певца, заслуженного артиста России Николая Прошина. Это единственное произведение программы, уже звучавшее ранее в Иркутске в прошлый приезд В. Пешняка в 1991 году. Однако на этот раз руководитель ансамбля Владимир Карпенко представил новый вариант сопровождения - свою аранжировку для трио, придавшую циклу еще большую масштабность звучания.

Но вернемся к теме Времени, проходящей, как мне представляется, красной нитью в этом концерте. Поразительно ярко прозвучал цикл "Пять романсов на стихи Вики Ветровой" в исполнении певицы Любови Поляковой в сопровождении Владимира Карпенко (фортепиано). По словам Владимира Пешняка, он писал этот цикл, действительно пораженный необыкновенной зрелостью стихов совсем еще юной девочки, которые он прочел однажды в газете.

         "Внезапна звезда и внезапна земля,
          И я на холсте проступаю внезапно..."

Но ведь и смерть бывает внезапной, неоправданно ранней:

         "Если жизнь кончается смолоду
          Ошибается Божий суд."

Как жить честно? "Я бежала от вранья..." Как жить без обид? "Зачем мне память долгая и злая?

Может быть, ответ на все эти вопросы - в "Волшебных словах" (так называется заключительная песня цикла). Не стану описывать музыку - это невозможно. Скажу лишь - она пронзительна, как и слова. Ей удалось сделать нас соучастниками в поисках ответов на вечные вопросы.

Концерт открывался Элегией и Токкатой, которые в таком соотношении могли быть поняты как два музыкальных символа: время прошлое и нынешний век с его дикими скоростями и постоянным ощущением погони. Не то за тобой кто гонится, не то ты сам гонишься за временем, пытаясь успеть хоть что-то. Отсюда огромное напряжение, чувство отчаяния, даже накапливающаяся агрессия; отсюда и такое ностальгическое восприятие беззлобного старого времени, символом которого стала для меня Элегия - воплощение музыкальных традиций.

Одним из самых сложных для рядового слушателя в концерте оказался цикл "Три пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано". Первую пьесу я бы назвала "Ожидание". Время в ней тянется так медленно, что будто начинаешь замечать его проржавленный скрип. Все вокруг как будто остановилось, только слышишь каждый шорох, каждый звук, ждешь чего-то мучительно и тревожно. Вторая пьеса, как мне кажется, выражает "Плач по утерянному времени". Столько в ней искреннего раскаяния, безысходной скорби, чувства невосполнимой утраты, непоправимой потери. Третья пьеса представляется одной бесконечной "Медитацией", настолько отрешенно течет в ней время. Вне какой-либо связи с однообразной фигурацией в среднем регистре парит мелодия - символ неумолимого, неодушевленного, безличного.

И таким оптимистичным завершением концерта прозвучала вдруг премьера всероссийского масштаба - "Вечное движение" - пьеса в стиле Ambient. Здесь Время предстало пред нами как поле творчества, свободной игры, причем игры даже не самого композитора, а совместного сотворчества неограниченного количества соавторов, одушевленных Созидательной идеей. И все в этой игре к месту, ко времени - бери любой инструмент и твори музыку. К постоянным участникам трио - скрипачке Галине Васенковой, виолончелистке Римме Граблевской и пианисту Владимиру Карпенко - здесь добавились исполнители-добровольцы, учащиеся музыкального училища. И, наконец, присоединился в кульминации на органе сам виновник торжества, герой программы, композитор Владимир Пешняк.


Два Володи

Кстати, никаким героем он выглядеть и не стремился: держался просто и скромно, был в тот день очень взволнован и как бы даже радостно удивлен интересу к своему творчеству. А интерес был совершенно искренний и неподдельный, подтвердившийся затем встречей и с иркутскими композиторами, и с учащимися школы-интерната музыкантских воспитанников, и с учащимися и преподавателями иркутского музыкального училища - эти учебные заведения когда-то окончил Владимир Пешняк, прежде чем поступить на композиторский факультет Новосибирской консерватории. Иркутск всегда в его сердце - город молодости, где и учеба, и первые радости, и первые печали - все было. Об этом - еще одна общероссийская премьера - только что написанная песня об Иркутске на стихи Марка Сергеева, посвященная приближающемуся юбилею - 340-летию нашего города.

Время - неумолимая сила. Если есть память, время воскрешает прошедшее, заставляя заново пережить незабываемое. Именно такую непростую задачу поставил перед собой несколько лет назад Владимир Евгеньевич Карпенко - заново исполнить, воскресить в памяти наших современников музыку, созданную теми выдающимися людьми, чья жизнь хотя бы некоторое время была связана с Иркутском. А это и Дмитрий Шостакович, и Виктор Екимовский, и Генрих Ланэ, и Федор Вадковский, и, конечно, Владимир Пешняк. Его творческий вечер, несомненно, стал кульминацией цикла "С Иркутском связанные судьбы".

Марина ТОКАРСКАЯ, художественный руководитель Иркутской филармонии, кандидат искусствоведения

Газета "Зеленая лампа", май 2001

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования