С ИРКУТСКОМ СВЯЗАННЫЕ СУДЬБЫ
|
"Огромное спасибо за труд, который вы вложили в исполнение моей музыки. Результатом я удовлетворен. Впервые в практике я не переживал после исполнения, что музыка не так звучала, как могла бы. Это значит, вы пропустили ее через себя и убедили своим исполнением".
В. Пешняк
|
Что может быть отраднее для композитора, чем возвратиться в родные края и почувствовать себя здесь не только желанным гостем, но и найти единомышленников, услышать в их исполнении свою собственную музыку и встретить многочисленную заинтересованную публику. Все это ощутил и прочувствовал в Иркутске Владимир Пешняк, профессиональный композитор, постоянно живущий теперь в Москве. 25 марта в органном зале прошел его творческий вечер-концерт, исполненный ансамблем солистов Иркутской филармонии под управлением заслуженного артиста России Владимира Карпенко. Он был организован Иркутским отделением Всероссийского музыкального общества.
Творчество Владимира Пешняка было представлено в этот день весьма многообразно. И что характерно: какими бы замысловатыми приемами современной композиторской техники не пользовался Владимир Григорьевич (всеми ими он владеет в совершенстве и свободно и применяет, стараясь не повторяться без нужды), совершенно ясно одно - музыка его осмысленна, эмоционально наполнена, глубока и гуманна. Каждый находит в ней свои ассоциации. Позволю себе поделиться собственными мыслями, хотя они и субъективны.
Не знаю, отдает ли себе отчет в этом сам композитор, но, по-моему, одной из важных тем его творчества является Время. Каждому человеку время отпускается по-разному (количественно), хотя для всех оно вроде бы одно и то же, но каждый из нас сам выбирает чем его наполнить. А будешь "уходить" - отчитайся, как прожил, как использовал отпущенный тебе срок. И не нужно фантазировать, ведь в вокальном цикле Пешняка "Пути уходящих" так и сказано:
"Не веди, друг, жизнь беспечно:
Вся, как пар, она пройдет.
Счастье мира скоротечно,
Скоро смерть к тебе придет."
Суровость и предельная взволнованность музыки здесь оправданы смыслом слов - это русские духовные стихи. В них и назидание, и наставление, и предостережение. И все это было сознательно воплощено в исполнении певца, заслуженного артиста России Николая Прошина. Это единственное произведение программы, уже звучавшее ранее в Иркутске в прошлый приезд В. Пешняка в 1991 году. Однако на этот раз руководитель ансамбля Владимир Карпенко представил новый вариант сопровождения - свою аранжировку для трио, придавшую циклу еще большую масштабность звучания.
Но вернемся к теме Времени, проходящей, как мне представляется, красной нитью в этом концерте. Поразительно ярко прозвучал цикл "Пять романсов на стихи Вики Ветровой" в исполнении певицы Любови Поляковой в сопровождении Владимира Карпенко (фортепиано). По словам Владимира Пешняка, он писал этот цикл, действительно пораженный необыкновенной зрелостью стихов совсем еще юной девочки, которые он прочел однажды в газете.
"Внезапна звезда и внезапна земля,
И я на холсте проступаю внезапно..."
Но ведь и смерть бывает внезапной, неоправданно ранней:
"Если жизнь кончается смолоду
Ошибается Божий суд."
Как жить честно? "Я бежала от вранья..." Как жить без обид? "Зачем мне память долгая и злая?
Может быть, ответ на все эти вопросы - в "Волшебных словах" (так называется заключительная песня цикла). Не стану описывать музыку - это невозможно. Скажу лишь - она пронзительна, как и слова. Ей удалось сделать нас соучастниками в поисках ответов на вечные вопросы.
Концерт открывался Элегией и Токкатой, которые в таком соотношении могли быть поняты как два музыкальных символа: время прошлое и нынешний век с его дикими скоростями и постоянным ощущением погони. Не то за тобой кто гонится, не то ты сам гонишься за временем, пытаясь успеть хоть что-то. Отсюда огромное напряжение, чувство отчаяния, даже накапливающаяся агрессия; отсюда и такое ностальгическое восприятие беззлобного старого времени, символом которого стала для меня Элегия - воплощение музыкальных традиций.
Одним из самых сложных для рядового слушателя в концерте оказался цикл "Три пьесы для скрипки, виолончели и фортепиано". Первую пьесу я бы назвала "Ожидание". Время в ней тянется так медленно, что будто начинаешь замечать его проржавленный скрип. Все вокруг как будто остановилось, только слышишь каждый шорох, каждый звук, ждешь чего-то мучительно и тревожно. Вторая пьеса, как мне кажется, выражает "Плач по утерянному времени". Столько в ней искреннего раскаяния, безысходной скорби, чувства невосполнимой утраты, непоправимой потери. Третья пьеса представляется одной бесконечной "Медитацией", настолько отрешенно течет в ней время. Вне какой-либо связи с однообразной фигурацией в среднем регистре парит мелодия - символ неумолимого, неодушевленного, безличного.
И таким оптимистичным завершением концерта прозвучала вдруг премьера всероссийского масштаба - "Вечное движение" - пьеса в стиле Ambient. Здесь Время предстало пред нами как поле творчества, свободной игры, причем игры даже не самого композитора, а совместного сотворчества неограниченного количества соавторов, одушевленных Созидательной идеей. И все в этой игре к месту, ко времени - бери любой инструмент и твори музыку. К постоянным участникам трио - скрипачке Галине Васенковой, виолончелистке Римме Граблевской и пианисту Владимиру Карпенко - здесь добавились исполнители-добровольцы, учащиеся музыкального училища. И, наконец, присоединился в кульминации на органе сам виновник торжества, герой программы, композитор Владимир Пешняк.
Два Володи |
Кстати, никаким героем он выглядеть и не стремился: держался просто и скромно, был в тот день очень взволнован и как бы даже радостно удивлен интересу к своему творчеству. А интерес был совершенно искренний и неподдельный, подтвердившийся затем встречей и с иркутскими композиторами, и с учащимися школы-интерната музыкантских воспитанников, и с учащимися и преподавателями иркутского музыкального училища - эти учебные заведения когда-то окончил Владимир Пешняк, прежде чем поступить на композиторский факультет Новосибирской консерватории. Иркутск всегда в его сердце - город молодости, где и учеба, и первые радости, и первые печали - все было. Об этом - еще одна общероссийская премьера - только что написанная песня об Иркутске на стихи Марка Сергеева, посвященная приближающемуся юбилею - 340-летию нашего города.
Время - неумолимая сила. Если есть память, время воскрешает прошедшее, заставляя заново пережить незабываемое. Именно такую непростую задачу поставил перед собой несколько лет назад Владимир Евгеньевич Карпенко - заново исполнить, воскресить в памяти наших современников музыку, созданную теми выдающимися людьми, чья жизнь хотя бы некоторое время была связана с Иркутском. А это и Дмитрий Шостакович, и Виктор Екимовский, и Генрих Ланэ, и Федор Вадковский, и, конечно, Владимир Пешняк. Его творческий вечер, несомненно, стал кульминацией цикла "С Иркутском связанные судьбы".
Марина ТОКАРСКАЯ, художественный руководитель Иркутской филармонии, кандидат искусствоведения
Газета "Зеленая лампа", май 2001
|