Иркутские композиторыlogo
СоюзЛицаФрагментыСтатьиФото

НОВОЕ ИМЯ

Марине Шмотовой 34 года. Родом из Сибири. Композицией занималась в Институте им. Гнесиных; там же совершенствовалась в аспирантуре. В 1982-м, еще студенткой, Марина стала лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшую фортепианную миниатюру. В 91-м за Сонату-каприс для фортепиано была удостоена звания лауреата Международного композиторского конкурса им. Прокофьева. Неоднократно участвовала в российских и зарубежных фестивалях современной музыки в Венгрии, Бельгии, Бразилии. Наконец, на пороге 1994 г. в Иркутске состоялся ее первый авторский вечер, организованный силами местной филармонии в Органном зале.

В программу вошли сочинения разных лет, наметив некую траекторию становления и развития молодого композитора, а заодно и отразив жанровый спектр ее творчества, где есть место инструментальной и вокальной миниатюре, симфонической поэме, концертной и хоровой музыке, музыке к драматическим спектаклям, мелодраме.

В сочинениях 80-х гг. - альтовой Сонате, Концерте-поэме для ф-но, струнного оркестра и литавр преобладают эмоциональная открытость, лирическая проникновенность с чертами романтического максимализма. Вместе с тем в Трех пьесах для ф-но, выполненных в серийной технике и отмеченных особой изысканностью замысла, ощущается иное: налет иронии, остраненности. Графически четкие, выдержанные в светлых тонах, эти пьесы создавались (по свидетельству автора) не без аллюзии на эстетику "Мира искусства".

В произведениях 90-х заметна тяга к обобщению, многозначности символа, к вечным темам (Stabat Mater, Аллилуйя), к медитации (симфоническая поэма "Видения"). В Сонате-каприсе памяти А.Г. Чугаева интонационным центром становится тема-монограмма D-Es-C-H, что обусловлено содержанием, образом бесстрастно-неумолимого движения времени. Триединство образов-символов Красоты, Севера и Вечности тонко запечатлено в "Балладах Белого моря" для двух флейт и валдайского колокольчика. Оригинальность тембрового сочетания подчинена здесь игре с "иллюзией пространства": автор стремится воссоздать нарочито плоскостной эффект (специфику северного пейзажа) на основе современного преломления природных свойств материала - протяжных напевов Архангельской области.

Шмотова охотно работает с различными стилевыми моделями. Но при этом ей присуща способность достигать необходимой выразительности скупыми средствами - качество, которое может служить показателем зрелости мастерства и серьезности намерений.

На авторском концерте музыку Шмотовой представляли Камерный оркестр Иркутской филармонии п/у Л.Касабова и солисты: Т. Земцова, П. Тауров, С. Поподько, Ю. Кологреев, В. Максимов, студентка музыкального училища Ю. Цогла. Особо хочется поблагодарить руководство филармонии, организовавшей этот концерт в наше трудное время. Что греха таить, собрать большую аудиторию на вечер современной музыки практически невозможно. Как невозможно и рассчитывать на прибыльность такого рода акций.

Но ведь и задачи таких концертов - принципиально некоммерческие...

И. Цахер. Газета "РМГ" № 1-2 1994 г.

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования