НЕДОСЯГАЕМОЕ ПРЕКРАСНОЕ Нынешний концертный сезон в Иркутске начался празднично. Музыкантам и любителям музыки выпало редкое счастье присутствовать на концертах Святослава Рихтера. По прошествии более чем десяти лет С. Рихтер, проездом в Японию, вновь посетил наш город. Трудно переоценить значение этого события и для музыкальной молодежи. Оно может стать решающим, поворотным пунктом творческой биографии, стимулом совершенствования. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных и Ленинской премий Святослав Рихтер - величайший пианист современности, музыкант, степень мастерства которого можно определить словами Ф. Листа, как умение "возвышенно мыслить за фортепиано". Каждый его концерт, исполнение любого произведения превращается в открытие, вызывает духовное потрясение. С. Рихтеру доступно то, что удается только самым большим мастерам, - преодоление сложившихся исполнительских канонов, наполнение известных сочинений новым смыслом, обнаружение их подлинной глубины. Сонаты Гайдна звучат в его интерпретации откровением высокой мудрости, поражая эпизодами мрачных раздумий. Произведения Шопена (баллада № 1, этюды) отмечены безмерностью трагедии, необычайной интенсивностью внутренней жизни. В широко известном этюде, так называемом "Революционном", вместо традиционной романтической патетики слышится волевое самообуздание - единственный способ выстоять, выдержать обрушившееся горе. Универсальность пианизма Рихтера проявляется в блестящем владении любым стилем: классическим, романтическим, современным. Именно по отношению к Рихтеру, в частности к его трактовке сложнейших поздних произведений Бетховена, можно говорить о конгениальности исполнителя и автора. Мастерство пианиста достигает той степени совершенства, когда феноменальная техника сама по себе почти перестает привлекать внимание, создавая впечатление исключительной легкости исполнения. Интонация Рихтера предельно выразительна, "говоряща". Тонкость музыкально-звуковых градаций не поддается описанию. В сочинениях композиторов-романтиков (Шуман, Брамс) красота звука словно бы трансформируется в красоту переживания, вызывая ощущение недосягаемо прекрасного. ... Это чувство приобщения к недосягаемо прекрасному, к высшему в искусстве остается после концертов Святослава Рихтера. И. ЦАХЕР, музыковед. "Восточно-Сибирская правда" 13 сентября 1986 года |